В Твери живет коллекционер, которая собрала более 10 000 наклеек от бананов

Tver

У жительницы Твери Эльвиры Храповицкой весьма необычное хобби: она уже больше 30 лет собирает наклейки от бананов. Сейчас у девушки их чуть больше 10 000, она хранит их в шести фотоальбомах. У этого вида коллекционирования есть неофициальное название - фруксотитулофилия.

"У меня началось это с советского нищего детства. Первая наклейка у меня появилась в 1992 году, тогда в развалившемся Советском Союзе появились первые бананы, да еще и с красочной наклеечкой. Ну, как ребенок того времени мог такой клад выкинуть? Стала аккуратно откладывать. Мне казалось, я обладатель каких-то сокровищ и кроме меня в мире никто этим не занимается", - рассказывает Эльвира.

Первые две сотни наклеек тверитянка собирала лет десять и только из тех, что попадались в магазинах. Потом с приходом века Интернета, коллекционер узнала, что не одна такая. Таких много, особенно среди иностранцев.

"Я даже не думала, что их как-то специально собираю, я никому об этом не рассказывала. У меня рука выкинуть не поднималась. На работе как-то сказала, что у меня несколько сотен наклеек от бананов, и все коллеги стали мне приносить наклейки. Тогда я поняла, что я коллекционер", - говорит Эльвира.

Первые наклейки Эльвиры - 1992 год

Наклейки Эльвира структурируют так: часть - по алфавиту от A-Z, часть - по брендам. Многие плантации-гиганты имеют огромное количество наклеек (Dole, Chiquita), отдельно выделены наклейки из Филиппин, Австралии, Таиланда, Иордании, ЮАР и ряда других стран, откуда бананы не идут на экспорт. В России мы получаем бананы на 90% из Эквадора, чуть реже - из Коста-Рики и совсем редко-редко - из Колумбии, Гватемалы и Мексики. Соответственно и наклейки у нас будут встречаться только из этих стран.

"Редких этикеток у меня достаточно много. Особо ценной считаю наклейку из беднейшей страны Африки - Буркина-Фасо. А также наклейки из Бразилии, Австралии и Новой Зеландии. Я никогда не покупала и не продавала наклейки. Вся моя коллекция собрана из наклеек из наших местных магазинов, привезенных из путешествий, бОльшая же часть собрана по обмену с иностранными коллекционерами. Несколько раз я получала наклейки напрямую от банановых плантаций, а также все мои друзья и коллеги всегда привозили мне банановые наклейки из заграничных поездок".

Тверитянка общается с собирателями банановых наклеек из многих стран: Германии, Чехии, Венгрии, Сербии, Польши, Франции, Бельгии, Италии, Украины, Беларуси, Словении, Северной Ирландии, Словакии, Португалии, Испании, Коста-Рики, Эквадора, Аргентины, Вьетнама, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии и Турции.

На наклейке может быть указано название плантации, страны производителя, просто образы очеловеченных бананов. Всё чаще производители стали выпускать серийные наклейки. Например, к Новому Году, к выходу какого-то мультфильма, с QR-кодом на рецепты банановой выпечки. Одно время Эквадор поздравлял российский рынок через наклейки и с 1 Мая, и с 9 Мая, 8 Марта и даже с Октябрьской Революцией.

Со многими коллекционерами у Эли сложились дружеские отношения, они поздравляют друг друга с праздниками, с Новым годом и Рождеством.

"Процентов 70 из коллекционеров - это мужчины. Женщины, как ни странно, оказались не такими увлеченными. В основном люди 35-50+, но были и совсем пожилые дедушки, особенно в Европе таких много.  Общаюсь со всеми на английском, хотя пожилые чехи, словаки и поляки всегда с гордостью мне писали, что немного помнят русский язык".

Коллекционеры обмениваются простыми письмами, почта не подводила. В 2020 году, с началом пандемии и введением карантина, обмены прекратились, почта не принимала письма почти ни в одну страну. Начало СВО тоже внесло свои коррективы в общение между коллекционерами. Эля говорит, что за последние три года она пропустила много новых наклеек, собрать их будет уже сложно.

Девушка не знает подобных коллекционеров из Тверской области, но общается с российскими. Есть даже общий чат, где рассказывают о новинках в российских продуктовых сетях. Это помогает не пропустить что-то новенькое.

У Эльвиры долгое время было больше всего наклеек в России, но теперь ее опередили.

"Некоторые коллекционеры начали хитрить, они стали у эквадорцев покупать наклейки. Я покупать не буду, мне интересна наклейка, которая прошла свою историю: ее приклеили на банан, кто-то ее отодрал и прислал мне. Путь она будет покоцанная, но у она будет настоящая, живая…Я и сама не продаю, мне проще подарить кому-то. Мне кажется, чем больше ты наклеек подаришь, тем больше тебе наклеек разными способами вернется. Вообще, коллекционерам не интересно купить-продать, интересно добыть. Так в чате кто-то напишет, что в таком-то магазине появились новые наклейки, и все туда побежали, а потом пишут: "Я добыл! Я добыл!".

Эльвира, когда идет в магазин, даже за хлебом, всегда подходит к бананам посмотреть, вдруг есть что-то новое.

"Правда, у нас сейчас с этим сложно стало - "Пятёрочка" на своем бренде давно работает, там нового ничего не бывает. "Магнит" тоже на одних и тех же брендах. Только "ВкусВилл" выручает, "Дикси", еще в "Универсале" бывает что-то интересное. Бывают пластиковые наклейки, они легко отдираются. А есть такие наклейки, которые нужно принести, высушить, канцелярским ножичком поработать".

В России привыкли к стандартным наклейкам, круглых размеров 2 на 1,5 сантиметра. Их крепят на связку или на верхние бананы. В Европе другие наклейки – она одна большая на всю связку.  Еще на бананах бывают ленточки в виде наклеек.

"Некоторые мерч делают из наклеек, свой логотип наносят на бананы. Я такой увидела в маленьком отеле в Канаде по хештегу в одной из запрещенных нынче соцстей. Они выпустили наклейки на бананы, которые давали своим посетителям. Я им написала. Мне прислали и наклеек, и сувенирную продукцию. Как-то я написала на банановую плантацию в Австралию, мне тоже не отказали -  прислали наклейки. Я в ответ тоже благодарю, посыла парные свои наклейки коллекционерам и открытки с видами Твери, в основном это Речной вокзал, Афанасий Никитин".

Тверитянка рассказывает, что как-то в центре Праги она залезла в фонтан, он, правда, был выключен, потому что на дне чаши лежала шкурка от банана с такой красивой и новой для нее наклейкой.

"В Боснии и Герцеговине меня в составе группы из туристов привезли на местный базар за клубникой. В автобус все вернулись с вёдрами ягод, а я ... со связками бананов. Очень хотелось бы иметь наклейки из Японии. Наклейки в стране восходящего солнца очень оригинальные. Но менталитет японцев таков, что с ними очень сложно найти общий язык".

Эля мечтает побывать в Эквадоре, латиноамериканцы проводят ежегодные конференции-встречи коллекционеров банановых наклеек в своей стране. А на фермах проводят соревнования по скорости наклеивания этикеток на бананы. Собираются коллекционеры и в Европе. Тверитянке присылают приглашения, но пока побывать на такой конференции не удалось. Впрочем, как и на банановой плантации, хотя девушка была в Египте, как говорит коллекционер, "на каком- то местном банановом огороде".

Мы спросили у Эльвиры, а сколько вообще в мире может быть таких банановых этикеток?

"Всё очень просто. Несколько лет назад прекрасным немцем из города Франкфурт-на-Майне был создан электронный каталог банановых наклеек (Bananalabel Catalog). В нём собраны, отсканированы и ежедневно дополняются новыми экземплярами все имеющиеся банановые наклейки: от супер раритетных, до современных. По множеству фильтров можно найти как интересующую наклейку, так и добавить в каталог новую. Итого на сегодняшний день насчитано — 43 152 наклейки. Есть к чему стремиться!".

 

A collector lives in Tver who has collected more than 10,000 banana stickers

Elvira Khrapovitskaya, a resident of Tver, has a very unusual hobby: she has been collecting banana stickers for over 30 years. Now the girl has a little more than 10,000 of them, she keeps them in six photo albums. This type of collecting has an unofficial name - fruxotitulophilia.

“It started with my Soviet impoverished childhood. I got my first sticker in 1992, then the first bananas appeared in the collapsed Soviet Union, and even with a colorful sticker. Well, how could a child of that time throw away such a treasure? I began to carefully put it away. It seemed to me that I am the owner of some treasures and no one else in the world does this except me," says Elvira.

The first two hundred stickers were collected by a Tverite woman for ten years and only from those that came across in stores. Then, with the advent of the age of the Internet, the collector found out that she was not the only one. There are many of them, especially among foreigners.

“I didn’t even think that I somehow specially collected them, I didn’t tell anyone about it. I didn’t raise my hand to throw it away. stickers. Then I realized that I am a collector," says Elvira.

Elvira's first stickers - 1992

Elvira's stickers are structured as follows: some - alphabetically from A-Z, some - by brands. Many giant plantations have a huge number of stickers (Dole, Chiquita), stickers from the Philippines, Australia, Thailand, Jordan, South Africa and a number of other countries where bananas are not exported are separately highlighted. In Russia, we get 90% bananas from Ecuador, a little less often from Costa Rica, and very rarely, very rarely, from Colombia, Guatemala and Mexico. Accordingly, we will meet stickers only from these countries.

"I have quite a lot of rare labels. I consider a sticker from the poorest African country - Burkina Faso, especially valuable. And also stickers from Brazil, Australia and New Zealand. I have never bought or sold stickers. My entire collection is made up of stickers from our local stores brought from travels, most of which are collected by exchange with foreign collectors. Several times I received stickers directly from banana plantations, and also all my friends and colleagues always brought me banana stickers from trips abroad."

A Tver woman communicates with banana sticker collectors from many countries: Germany, Czech Republic, Hungary, Serbia, Poland, France, Belgium, Italy, Ukraine, Belarus, Slovenia, Northern Ireland, Slovakia, Portugal, Spain, Costa Rica, Ecuador, Argentina, Vietnam , USA, Canada, New Zealand, Australia and Turkey.

The sticker may indicate the name of the plantation, the country of origin, or simply images of humanized bananas. Increasingly, manufacturers began to produce serial stickers. For example, for the New Year, for the release of some cartoon, with a QR code for banana baking recipes. At one time, Ecuador congratulated the Russian market through stickers on May 1, May 9, March 8, and even on the October Revolution.

Eli has developed friendly relations with many collectors, they congratulate each other on holidays, New Year and Christmas.

"70 percent of the collectors are men. Women, oddly enough, turned out to be not so enthusiastic. Mostly people 35-50+, but there were also very elderly grandfathers, especially in Europe there are many of them. I communicate with everyone in English, although elderly Czechs , Slovaks and Poles have always written to me with pride that they remember the Russian language a little."

Collectors exchange simple letters, mail did not fail. In 2020, with the onset of the pandemic and the introduction of quarantine, the exchanges stopped, the mail did not accept letters to almost any country. The beginning of the CBO also made its own adjustments to communication between collectors. Elya says that she has missed a lot of new stickers over the past three years, and it will be difficult to collect them.

The girl does not know such collectors from the Tver region, but communicates with Russians. There is even a general chat where they talk about new products in Russian grocery chains. This helps you not to miss something new.

Elvira had the most stickers in Russia for a long time, but now she's gotten ahead of herself.

“Some collectors started to cheat, they began to buy stickers from Ecuadorians. I won’t buy, I’m interested in a sticker that has gone its own way: it was glued to a banana, someone tore it off and sent it to me. real, live ... I don’t sell myself, it’s easier for me to give it to someone. It seems to me that the more stickers you give, the more stickers will return to you in different ways. In general, collectors are not interested in buying and selling, it’s interesting to get it. So who is in the chat someone will write that new stickers appeared in such and such a store, and everyone ran there, and then they write: “I got it! I got it!"

Elvira, when she goes to the store, even for bread, always goes to the bananas to see if there is something new.

"True, it has become difficult for us now - Pyaterochka has been working on its brand for a long time, there is nothing new there. Magnit is also on the same brands. Only VkusVill helps out, Dixy, still in " Universal "something interesting happens. There are plastic stickers, they are easily torn off. And there are stickers that you need to bring, dry, work with a clerical knife."

In Russia, they are used to standard stickers, round sizes 2 by 1.5 centimeters. They are attached to a bunch or to the top bananas. In Europe, there are other stickers - it is one big one for the whole bunch. Even on bananas there are ribbons in the form of stickers.

“Some merchandise is made from stickers, their logo is applied to bananas. I saw this in a small hotel in Canada using a hashtag in one of the currently banned social networks. They released stickers for bananas that they gave to their visitors. I wrote to them. They sent me stickers, and souvenirs. Once I wrote to a banana plantation in Australia, they didn’t refuse me either - they sent stickers. I also thank you in return, sending my pair of stickers to collectors and postcards with views of Tver, mainly the River Station, Afanasy Nikitin. "

A woman from Tver says that once in the center of Prague she climbed into a fountain, which, however, was turned off, because at the bottom of the bowl there was a banana skin with such a beautiful and new sticker for her.

"In Bosnia and Herzegovina, I was brought as part of a group of tourists to the local bazaar for strawberries. Everyone returned to the bus with buckets of berries, and I ... with bunches of bananas. I would very much like to have stickers from Japan. The stickers in the land of the rising sun are very original But the mentality of the Japanese is such that it is very difficult to find a common language with them."

Elya dreams of visiting Ecuador, Latin Americans hold annual conference-meetings of banana sticker collectors in their country. And on the farms they hold competitions in the speed of sticking labels on bananas. Collectors gather in Europe as well. Invitations are sent to the Tverite woman, but so far she has not been able to attend such a conference. However, as well as on a banana plantation, although the girl was in Egypt, as the collector says, "in some local banana garden."

We asked Elvira, how many such banana labels can there be in the world?

"It's very simple. A few years ago, a wonderful German from the city of Frankfurt am Main created an electronic catalog of banana stickers (Bananalabel Catalog). All available banana stickers are collected, scanned and supplemented daily with new copies: from super rare to modern ones. Using a variety of filters, you can find a sticker you are interested in, or add a new one to the catalog.To date, there are a total of 43,152 stickers.There is something to strive for!".

Author: 

michael

Last modified: 

May 2023